Кликай сайт dushevoi.ru 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Северную часть Таманского полуострова образует Фонталовский полуостров (название его происходит от слова «фонтан» – так называли казаки естественные артезианские источники, выходящие здесь на поверхность). Ф. Дюбуа де Монпере, один из первых исследователей античного Причерноморья, еще в первой половине прошлого века назвал Фонталовский полуостров Киммерийским островом. Действительно, как подтверждают исследования современных геологов, в эпоху античности северная часть Таманского полуострова была островом. Здесь находилось несколько городов и поселений эллинов. Одно из них – оно называлось Тирамба – почти целиком поглощено водой: лишь на протяжении сотни метров сохранились его остатки в береговом обрыве на суше (впрочем, многие авторы – и не без основания – считают, что остатки Тирамбы находятся восточнее, в районе станицы Голубицкой).
Еще один остров в Таманском архипелаге находился к югу от острова, на котором стояли Фанагория и Кепы. Здесь был второй по величине город Азиатского Боспора – Гермонасса. Судьба этого города – а вместе с тем и история его наименований – весьма интересна. Основан он в VI веке до н. э. колонистами-греками на высоком обрывистом берегу. Вскоре Гермонасса превратилась в прекрасно построенный город с храмами и мощными оборонительными стенами, монументальными зданиями, бассейнами, аллеями, алтарями, фонтанами. В последние годы при раскопках античной Гермонассы сделаны находки великолепных памятников древнегреческого искусства, в том числе уникальный известковый рельеф с изображением «амазономахии» – битвы с амазонками – и большой мраморный рельеф, запечатлевший двух воинов в коринфских шлемах.
Нашествие гуннов принесло гибель античной Гермонассе. Город возрождается под властью Византии и получает наименование Таматарха. Вскоре он становится одним из главных городов нового средневекового государства – Великой Болгарии, которая присоединяется к могущественному Хазарскому каганату и становится в VII–X веках главной перевалочной базой на пути товаров с Кавказа в Крым. Называется он, как гласит послание хазарского кагана халифу Кордовы, Самкерц. Называли хазары его и Самбарей: хазарский документ, хранящийся в Оксфорде, говорит о том, что город этот взял князь Хальгу. Очевидно, что это тот самый князь Олег, который «обрек мечам и пожарам» хазарские города, села и нивы. А вскоре Гермонасса – Таматарха – Самиерц – Самбарей становится русским городом Тмутараканью, столицей одноименного княжества.
В первых веках нашего тысячелетия Тмутараканское княжество гибнет под ударами кочевых племен: торков, половцев, татаро-монголов, ногайцев. А древний город, разрушенный кочевниками, возрождают генуэзцы, назвав его Матрега. В конце XV века его захватывают турки и превращают в мощную крепость Хункала. Она функционировала вплоть до присоединения Крыма и Таманского полуострова к России в конце XVIII столетия после Кючук-Кайнарджийского мира, а затем превратилась в заштатный городок Тамань. «Город Тамань лежит на проливе Кафы, в расстоянии ружейного выстрела от берега моря, ныне столь мелкого в этом месте, что приставать к нему могут только малые суда. Город невелик, скверно строен, окружен старой, разоренной стеной и защищен каменным замком не в лучшем состоянии, – писал очевидец около двухсот лет назад. – Во время генуэзцев и венециан город был очень цветущ, но пришел в упадок с тех пор, как он в руках турок и татар.» Полвека спустя «с подорожной по казенной надобности» в Тамани оказался проездом корнет Михаил Лермонтов – и его посещение «самого скверного городишки» привело к созданию повести «Тамань», одного из маленьких шедевров русской литературы.
Современная Тамань – богатая кубанская станица, гордящаяся своим славным прошлым, о чем говорят и памятник павшим в Великой Отечественной войне, Дом-музей М. Ю. Лермонтова, и памятник первым запорожцам, высадившимся в Тамани в 1792 году и заселившим Таманский полуостров, опустевший после ухода турок. Находки произведений искусства, сделанные в земле Тамани, украшают такие прославленные музеи, как Эрмитаж в Ленинграде и Британский музей в Лондоне, они хранятся в музеях Москвы, Кембриджа, Одессы, Краснодара, Ялты, Феодосии. Но таманская земля еще не открыла всех своих сокровищ, о чем говорят недавние находки рельефов. И находки эти могут быть сделаны не только в земле, но и под водой.
Тамани около двух с половиной тысяч лет. Неудивительно, что культурный слой городища порой достигает толщины 12 метров: здесь идут друг за другом напластования русской Тамани, турецкой Хункалы, генуэзской Матреги, русской Тмутаракани, хазарских Самбареи и Самкерца, византийской Таматархи, античной Гермонассы. Академик Б. А. Рыбаков, проводя раскопки в земле Тамани, составил схематический план Гермонассы. Вслед за тем настал черед исследований под водой: берег, на котором было расположено античное поселение, постоянно размывается и разрушается водами Таманского залива, памятники Гермонассы скрываются под водой. Экспедиция В. Д. Блаватского дополнила наземные раскопки подводными, обнаружив остатки каменных стен и фундаментов на дне Таманского залива и определив границы Гермонассы не только на суше, но и в море.
Под водой скрываются руины не только античной Гермонассы, но и средневековой Тмутаракани. Раскопки археологов-подводников могут пролить новый свет на историю полулегендарного русского княжества, с которым связаны многие страницы истории первого русского государства – Киевской Руси.
Где искать Корокондаму?
Страбон, описывая Боспор Киммерийский в своей «Географии», говорит об Ахилловом селении, «в котором есть святилище Ахилла. Здесь самое узкое место в устье Меотиды», а также о Мирмекии и Парфении, о селении Патрей, «от которого сто тридцать стадиев до деревни Корокондамы; последняя представляет предел так называемого Киммерийского Боспорта. Так называется пролив при устье Меотиды, от узкого места у Ахиллова селения и Мирмекия тянущийся до Корокондамы и лежащий против нее, в Пантикапейской земле, деревеньки по имени Акра, отделенной семьюдесятью стадиями водного пути». В «Перипле Понта Эвксинского» мы читаем: «За Синдской гаванью следует селение, называемое Корокондама, лежащее на перешейке, или узкой полосе между озером и морем. За ней находится Корокон-дамское озеро, ныне называемое Описсас, образующее очень большой залив в 630 стадиев, 84 мили. Если съехать в самое озеро и плыть вдоль берега в город Гермонассу, то будет 440 стадиев, 58 2/3 мили».
«Корокондамское озеро» – это, несомненно, Таманский залив. В эпоху античности он был гораздо уже нынешнего и по существу являлся затопленным устьем одного из рукавов реки Кубань, не раз менявшей свое русло. А где находилась Корокондама, по которой было названо озеро, точнее, залив? Ее искали в двух местах – у мыса Панагия, где берег резко поворачивает на восток, и у основания мыса Тузла, «на перешейке или узкой полосе между озером и морем».
У мыса Панагия были найдены следы античного поселения. Из воды удалось поднять образцы керамики. Скорее всего, здесь имел место обвал, подобно тому, как обрушились крутые берега древней Гермонассы. Более вероятным был другой, «тузлинский» адрес.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
 сантехника в химках 

 керама марацци офиц сайт