https://www.dushevoi.ru/products/rakoviny/ 

 

, на лицевой стороне, в рамке под иконой, отрезок Георгиевской ленты с вышитыми но прибору надписью отличия, годом пожалования и вензелем Государя, пожаловавшего отличие. Фактически, надпись на ленте копировала надпись на скобе. Некоторое время концы ленты подгибали в виде «ласточкиного хвоста», но позже из-за непрактичности такого варианта ленту стали нашивать, упирая концы в квадраты рамки. Тогда же была восстановлена Георгиевская лента с кистями (подвязывавшаяся к трубке навершия), которую получили все Георгиевские регалии образца 1883 и 1900 гг.
Модификация 1914 г. Надпись на Георгиевских регалиях 3 апреля 1 9 1 4 г. было установлено вышивать, как прежде, на регалиях образца 1 8 8 3 г . , в рамке, а не на отрезке Георгиевской ленты. Это был вполне объяснимый шаг — надпись на Георгиевской ленте была плохо различима, тогда как классическая надпись по периметру знамени читалась легко и была более привычной. Именно такие знамена должны были получить полки и батальоны за отличия в Великой войне 1914 — 1918 гг.


9*-
10*-
Знамена, выданные в 1883-1914 гг.
В 1 8 8 3 г. полки русской армии начали получать знамена нового образца. Среди первых оказались Лейб-гвардии Преображенский и Семеновский, а также 19-й пехотный Костромской полки. Полотнища знамен были тяжелыми и непрочными, так что буквально через 10 лет от знамени Преображенского полка, например, остались лишь клочья. Именно из-за достаточно сложной технологии изготовления (рисованные иконы, шитые вензеля и орлы и т.д.) знамен в царствование Александра III было изготовлено немного: 3 — для гвардии (в 1 8 9 0 г. знамя получил еще и Лейб-гвардии Павловский полк), 5 — для армии, 23 — для резервных батальонов, 3 — для стрелков; всего — 34. Поскольку в 1 8 9 7 г. технология изготовления знамен, как уже выше было сказано, была упрощена, в период с 1 8 9 4 по 1 9 0 0 г г . знамен было изготовлено практически в четыре (!) раза больше — 121, причем большей частью — начиная с 1 8 9 7 г. Два знамени получили гвардейские полки (Лейб-гвардии Егерский и Резервный полки), 56 — полки армейской пехоты, 4 — резервные батальоны, 19 — линейные батальоны, 13 — стрелковые полки и батальоны, 7 — крепостные полки и батальоны, 16 — саперные батальоны и 4 — военно-учебные заведения. Несмотря на технологические упрощения 1 8 9 7 г . , к 1 9 0 0 г . стало ясно, что единственная фабрика, выполнявшая государственный заказ на изготовление знамен — фабрика товарищества А. и В. Сапожниковых в Москве — не справляется с объемом заказов. Разработанный образец 1900 г. стал проще в изготовлении, так как знамена стали делаться цельноткаными, с тканой же иконой Спаса Нерукотворного (вместо икон полковых праздников, которые всякий раз требовалось утверждать). Это обеспечило и долговечность новых знамен. В период с 1900 по 1914 гг. было пожаловано 246 знамен нового образца: 6 — гвардии, 126 — армии, 1 — резервному батальону, 53 — стрелкам, 5 — крепостным частям, 21 — саперам, 29 — военно-учебным заведениям и 6 — пограничникам.(относившимся, впрочем, до войны к ведению Министерства финансов).
Знамена частей формирования 1914-1917 гг.
При формировании летом 1914 г. второочередные полки получили (в большинстве своем) знамена третьих либо четвертых батальонов полков-основателей. Позже, либо одновременно с выдачей, эти знамена были заменены вновь пожалованными полкам простыми знаменами. Реально эти новые знамена до полков второй очереди, вероятно, не дошли, так как имеющиеся экземпляры — в абсолютно идеальном состоянии; более того, на них видны не разгладившиеся складки (знамена после изготовления складывали для удобства транспортировки). Всего частям второй очереди было пожаловано 9 3 знамени образца 1 9 0 0 г .
С 6 мая 1915 г. началось формирование частей третьей очереди. Полки формировались на основе ополченских дружин из расчета, что каждая ополченская бригада (6 дружин) переформировывается в пехотную бригаду (2 полка по 3 батальона в каждом). По мере формирования этих частей им жаловались знамена образца 1 9 0 0 г. стандартной расцветки по старшинству полков в дивизии (с 1 — го по 4-й). При этом следует заметить, что между пожалованием и выдачей могло пройти достаточно много времени. Реально ТехКом ГИУ мог изготовить все пожалованные знамена лишь к середине 1 9 1 8 г . , поэтому получили их только четыре полка третьей очереди. 421 — 424-му пехотным полкам знамена были изготовлены (и должны были быть отправлены) 23 июня 1916 г. Всего же полкам третьей очереди было пожаловано 1 1 6 знамен.
Всем третьеочередным полкам было строжайшим образом предписано сдавать свои ополченские знамена на хранение в Петроградский артиллерийский исторический музей либо в запасные пехотные полки, либо (в случае со старыми знаменами 1 8 5 5 г. — в губернские кафедральные соборы). На самом деле командиры частей с этим не спешили, и полки 3-й очереди ходили под ополченскими знаменами вплоть до 1917 г.
Созданные в 1914-1915 гг. дружины Государственного Ополчения были столь многочисленны (известно существование 769, а русский военный историк В. В. Звегинцов указывает даже номер 937!), что централизованно изготовить для них знамена не представлялось возможным. Как было неоднократно сказано, единственная фабрика в Москве, изготавливавшая знамена, была завалена заказами, и делать что-то сверх того было нереально. Военный министр В.А. Сухомлинов 24 августа 1914 г. обратился к императору с Всеподданнейшим докладом, касавшимся именно пожалования знамен ополченским дружинам. По его предложению, во вновь сформированные дружины должны были быть переданы знамена ополченских дружин 1 8 5 5 г . , хранившиеся в губернских кафедральных соборах и местных церквях. Таковых, по раскладкам Сухомлинова, должно было быть 236. Позже выяснилось, что, например, все знамена Симбирского ополчения сгорели в 1864 г. и, кроме того, в соборах оказались отнюдь не все знамена. Недостающие 410 знамен (к 24 августа было сформировано 646 дружин; прочие были доформированы позднее) предполагалось изготовить силами городов, земств и различных губернских государственных и частных учреждений. Император ответил согласием на это предложение, и выдача знамен началась с 25 августа 1914 г. Официально было установлено изготавливать новые знамена по образцу 1 8 5 5 г . , но, поскольку никаких постановлений и распоряжений 1855 г. на сей счет отыскано не было, в течение некоторого времени Главному Управлению Генерального Штаба приходилось ограничиваться рассылкой в губернии фотографий имеющихся знамен и приблизительных описаний. 8 декабря 1 9 1 4 г. было официально утверждено описание «знамени образца 1855 г. для дружин Государственного Ополчения». Вероятно, некоторые знамена, изготовленные между 25 августа и 8 декабря, не совсем соответствовали утвержденному образцу. Позже в рядах ополчения появляются также и два знамени ополчения 1812 г.: Санкт-Петербургского и Калужского. Возможно, были и другие, но на сегодняшний день это неизвестно.
Точно известна судьба лишь малой части ополченских знамен. Знамена 609-й Акмолинской и 630-й Иркутской дружин были перевезены в годы Гражданской войны в Шанхай, где и хранились до 1 9 4 5 г . , когда были вывезены в СССР. В Белград были переправлены знамена двух Воронежских дружин (номера неизвестны), 139-й Курской, 403-й Могилевской и 440-й Черниговской дружин. В 1945 г. эти знамена были также вывезены в Советский Союз.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
 https://sdvk.ru/Smesiteli/Dlya_kuhni/s-leykoy/ 

 Saloni Amelie