есть из чего выбрать 
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Укрыться в нем могли больше тысячи человек. Трудно сказать точно, сколько имелось таких бункеров. Известно только, что в 1986 году в Ирак из стран Западной Европы поступило большое количество деталей и блоков, достаточных для создания 40 подобных сооружений. Как правило, они предназначались для Республиканской гвардии.
По оценкам специалистов, уничтожить эти подземные комплексы силами авиации было практически невозможно. Единственными целями для «сверхточных» бомб являлись лишь вентиляционные шахты и колодцы. Вот почему интенсивная авиационная «обработка» позиций иракской Республиканской гвардии не привела к ожидаемым результатам и Саддаму Хуссейну удалось сохранить свои основные отборные войска.
И все же силы противостоящих сторон были явно неравнозначны. Авиация США безраздельно господствовала в воздухе. Иракские ВВС не смогли оказать ей достойное сопротивление.
С этим периодом войны связана еще одна тайна Саддама Хуссейна. Ежедневно лучшие боевые самолеты ВВС Ирака – МиГ-29, Су-24, «Мираж» Ф-1 – и транспортные самолеты небольшими партиями улетали в соседний Иран. По данным американской разведки, за месяц воздушной войны в соседнее государство перелетело примерно 147 иракских самолетов. Хотел ли С. Хуссейн таким образом сохранить ядро своих ВВС на будущее? Было ли достигнуто специальное соглашение между Багдадом и Тегераном по этому вопросу? Ответов пока нет. Впоследствии Тегеран объявил перелетевшие самолеты, чья стоимость составляла 2,5 млрд. долларов, «частичной выплатой репараций общим объемом 900 млрд. долларов за ущерб, понесенный Ираном за 8 лет ирано-иракской войны».
Анализируя эти факты, западная военная печать с тревогой сообщала, что перелетевшие иракские самолеты увеличили численность ВВС Ирана на 66 %. Однако в действительности иракские самолеты советского и французского производства не представляли ценности для Ирана, имеющего на вооружении американские истребители. К тому же у него нет соответствующих запасных частей, подготовленного летного и технического персонала для обслуживания перелетевших самолетов. Оказавшиеся на территории Ирана иракские истребители были брошены, практически без присмотра, под открытым небом, где их разрушали солнце, ветер и песок.
Однако вернемся вновь к жарким январским дням. Основную мощь своего удара авиация многонациональных сил обрушила по сухопутной группировке Ирака, дислоцированной на границе с Саудовской Аравией. Бомбардировщики и тактические истребители ВВС США и их союзников, американская палубная авиация уничтожали танки, артиллерию противника, пункты управления, склады и другие объекты тыла сухопутных войск.
В борьбе с иракскими танками широко применялись боевые вертолеты и американские самолеты непосредственной поддержки А-10, прозванные истребителями танков. Высокая эффективность их ударов достигалась благодаря оснащению мощной 30-мм пушкой «Гатлинг» с бронебойными ураниевыми снарядами и ПТУР «Маверик». Отмечая успешные действия этих самолетов, американская печать поместила высказывание одного из летчиков подполковника ВВС США У. Питтса: «А-10 – это все равно что неуклюжая девчонка-подросток в школе, где учатся одни мальчишки: посмотреть не на что, но все хотят быть в ее обществе».
Вела борьбу с иракскими танками и американская артиллерия. Здесь также была применена новинка – 155-мм снаряды «Копперхэд». После выстрела такой снаряд выпускает стабилизаторы и устремляется к объекту, подсвечиваемому с передовых позиций лазерным целеуказателем.
Более месяца ВВС США и их союзники день и ночь наносили бомбо-штурмовые удары по целям на территории Ирака и Кувейта. С каждым днем становилось все очевиднее, что крах военной машины Саддама Хуссейна неизбежен. Оценивая успехи авиации, офицер разведки ВВС США капитан Дж. Моримото отмечал: «В Кувейте иракская армия прекратила свое существование как организованная сила. Иракские солдаты стремились лишь к одному – выжить».
За весь период воздушной войны иракской стороной была предпринята лишь одна крупная попытка изменить ход боевых действий и втянуть войска многонациональных сил в наземные бои. Это произошло в последних числах января на саудовско-кувейтской границе.
29–31 января иракские войска с четырех направлений вторглись на территорию Саудовской Аравии в районе между населенными пунктами Хафджи и Умм Худжул. В ночь на 31 января несколько иракских пехотных батальонов при поддержке танков и артиллерии заняли Хафджи, находящийся в 10 километрах к югу от границы.
В бой с иракскими частями вступили саудовские и катарские контингенты, а также морская пехота США. Кульминацией развернувшихся боевых действий стали напряженные уличные бои, продолжавшиеся в Хафджи почти 12 часов подряд. Лишь к середине дня этот населенный пункт был взят многонациональными силами.
По сообщениям американского командования, в ходе боев 30 иракских военнослужащих было убито, 37 ранено, 500 человек сдались в плен. Американские самолеты А-10 и боевые вертолеты уничтожили 24 танка. Саудовские части потеряли 18 человек убитыми и 29 ранеными, 4 солдата пропали без вести.
В боях возле Умм Худжула погибли 12 американских морских пехотинцев. Правда, не от иракского, а от собственного оружия. Они были убиты в результате прямого попадания в бронетранспортер ракеты, ошибочно запущенной с американского самолета.
Сражение у Хафджи стало первым крупным столкновением американских частей и арабских войск антисаддамовской коалиции с пехотой и танками Ирака. В боях проявились некоторые сильные стороны иракской армии: настойчивость, упорство, пренебрежение потерями во имя достижения цели, умение вводить противника в заблуждение, применяя военную хитрость. Американская печать приводит один из эпизодов боев у Хафджи, когда колонна иракских танков выдвинулась к саудовской границе с орудиями, развернутыми назад. Саудовская сторона восприняла это как желание сдаться в плен, но в критический момент башни резко развернулись вперед и танки открыли огонь по растерявшемуся противнику.
В целом же довольно точно охарактеризовал эту иракскую акцию генерал Н. Шварцкопф как «укус москита для слона». Очевидно, активные действия иракской армии, вынужденной на три недели «залечь» глубоко под землю из-за ударов союзной авиации, имели более моральное, чем военное значение. Саддам Хуссейн хотел показать своей армии, иракскому народу и всему миру, что он не только может противостоять военной мощи США и их союзников, но и наступать. Кроме того, иракцы стремились проверить боеготовность и боеспособность союзных сил, решимость войск арабских государств воевать против иракской армии.
Успешные действия авиации многонациональных сил создали условия для перехода к наземным операциям, и опять же еще до начала воздушной войны в западной прессе открыто описывался сценарий предполагаемого военного разгрома Ирака. Журнал «Тайм» писал: «Только после того, как позиции иракских войск будут разрушены бомбардировками, американские сухопутные войска смогут вступить в бой. Часть наземных войск двинется на запад, чтобы отрезать иракские войска в Южном Ираке, а другая часть нанесет фронтальный удар по обороне противника в Кувейте».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
 металлические полки для ванной 

 Керама Марацци Мируар