На этом сайте dushevoi.ru 

 


Уже были авансом розданы все командные посты, которые достанутся заговорщикам после устранения Кортеса и его приближенных. Был также разработан подробный план дальнейших действий. Цель его – возвращение в Вера-Крус, а оттуда – на Кубу.
Но среди заговорщиков нашелся малодушный, который выдал Кортесу весь план Вильяфаны перед самым его осуществлением.
Не теряя ни минуты, Кортес созвал два десятка преданных ему солдат и офицеров, захватил Вильяфану и судил его военно-полевым судом, в котором сам председательствовал.
Вильяфану повесили на окне дома, в котором он жил.
У него был найден список участников заговора. Но Кортес больше никого не тронул. Ознакомившись со списком, он убедился, что в числе его противников было много храбрых солдат и офицеров, которые еще могли сослужить хорошую службу в боях за Теночтитлан. Казнить их – значило лишиться хороших бойцов и восстановить против себя большую часть войска. И Кортес объявил, что остальных участников заговора «не удалось обнаружить…»
Выступая перед войсками, Кортес лицемерно заявил, что «не припомнит случая, чтобы он кого-нибудь обидел и оскорбил».
– Если у кого-нибудь из вас есть ко мне претензии, – продолжал он, – то каждый может сейчас открыто о них заявить. Я сделаю всё, что от меня зависит, дабы выполнить все справедливые требования.
Желающих «заявить претензии», разумеется, не нашлось. Никто не хотел разделить с Вильяфаной его жалкую участь… После Вильяфаны пришла очередь Хикотенкатля-младшего. Он активно участвовал во всех наступательных операциях испанцев, предводительствуя большим отрядом тлашкаланцев. Известный своей храбростью, этот военачальник оказал большие услуги Кортесу. Хикотенкатль неизменно появлялся в самых опасных местах, воодушевляя личным примером тлашкаланцев.
Но в день, намеченный к генеральному наступлению, Хикотенкатля не оказалось на месте. Без спроса и разрешения он покинул лагерь и отправился в родную Тлашкалу. Посланные вдогонку гонцы Кортеса не могли убедить его вернуться обратно.
До конца раскусив коварные планы Кортеса – руками индейцев истреблять и порабощать индейцев, чтобы самому впоследствии вершить судьбами всех стран Центральной Америки, – Хикотенкатль-младший наотрез отказался продолжать войну с ацтеками. Он убедился, что был прав, когда настаивал перед правителями Тлашкалы на заключении союза с Теночитланом. Если бы его послушали, Кортес не повелевал бы такой армией, не был бы хозяином такой огромной территории, не поработил бы тлашкаланцев и ацтеков.
Посланный вдогонку Хикотенкатлю сильный отряд всадников захватил его на подступах к Тлашкале. Его привезли в Тескоко и повесили на городской площади.
Приказ по армии
Смотр армии Кортеса показал, что она состоит из девятисот с небольшим испанцев, двадцати пяти тысяч тлашкаланцев и нескольких тысяч других индейских воинов (впоследствии число «союзников» в войсках Кортеса возросло до ста двадцати пяти тысяч человек). Среди испанцев насчитывалось около сотни всадников и более двухсот арбалетчиков и самопальщиков.
Техническое оснащение войск было вполне удовлетворительным. Тяжелая артиллерия состояла из трех больших полевых орудий и тринадцати фальконетов. К этому следует добавить 25 пудов пороха – цифра по тем временам значительная, – 50 тысяч стрел с медными наконечниками, большой запас ядер и пуль.
На каждом судне была установлена пушка. Экипаж состоял из двенадцати матросов и двенадцати стрелков.
Приказ по армии, отданный Кортесом перед генеральным наступлением, содержал, кроме обычных требований, – иметь всегда при себе исправное оружие, спать, не раздеваясь, не отлучаться из казарм – и не совсем привычные для испанцев пункты. Так, например, один из параграфов приказа гласил: «Никто да не обидит союзника, никто да не отнимет у него добычу».
Кортес понимал, что в предстоящих сражениях успех в огромной мере зависит от тлашкаланцев и других обманутых им племен и народов, которых он вел в бой против ацтеков. Поэтому пришлось немного умерить аппетит своих соотечественников, отношение которых к «союзникам» было презрительно высокомерным, как к низшим существам, «дикарям» и «варварам».
Другой параграф приказа гласил:
«Всякая игра на оружие и коней строжайше карается».
Картежные и другие азартные игры были широко распространены в войсках Кортеса. Полностью запретить такого рода «развлечения», которыми солдаты как-то скрашивали суровую жизнь на чужбине, Кортес не мог. Пришлось лишь несколько ограничить своих доблестных воинов, дабы они не остались в нужную минуту без оружия и без лошадей…
Меры наказания за нарушение дисциплины Кортес предусмотрел самые суровые. Ослушание в строю, сон на посту, бегство с поля боя карались смертной казнью.
Разрушение водопровода
Свою армию Кортес разбил на три примерно равные части. Одна из них, во главе с Сандовалем, должна была наступать на столицу с юга, а двум другим, руководимым Альварадо и Олидом, было приказано обогнуть ее с севера. По замыслу Кортеса следовало захватить все три дамбы, связывающие Теночтитлан с внешним миром, чтобы полностью блокировать город с суши. Непосредственное руководство вновь созданной флотилией Кортес взял на себя.
Так 13 мая 1521 года началась решающая битва за столицу. Она длилась более трех месяцев, не прекращаясь ни днем, ни ночью.
Прежде всего Кортес распорядился разрушить водопровод, снабжавший столицу питьевой водой. Это одно из самых замечательных сооружений ацтеков начиналось в гористом, богатом водными источниками Чапультепеке. Сюда был направлен первый удар Альварадо и Олида.
Ацтеки защищались яростно, но не могли устоять против мощного натиска противника и отступили. Испанцы разрушили часть акведука – и водопровод перестал действовать. Опустели многочисленные пресные водоемы столицы, перестали бить красивые фонтаны… Население стало испытывать нужду в питьевой воде.
В Теночтитлане было несколько колодцев, но воды, которую они давали, не хватало и ее приходилось доставлять в город на лодках.
Флотилия начинает действовать
Первые же попытки испанцев овладеть дамбами наткнулись на такой яростный отпор, что они вынуждены были поспешно отступить. Тысячные отряды воинов защищали подходы к столице и с суши и с озера. Стрельба по пирогам – сотни их покрыли его поверхность – была малоэффективной, так как вдоль бортов своих суденышек индейцы укрепили толстые щиты.
Хотя дамбы были широки, но коннице негде было развернуться. То и дело она натыкалась на завалы и баррикады. И всё же конкистадорам удалось сбросить ацтеков в воду. Но и после этого ацтекские воины не прекращали борьбы. Отличные пловцы, они снова карабкались на плотину и старались ударить по врагу с флангов или с тыла.
Первая вылазка стоила испанцам пятидесяти человек. Восемь были убиты, остальные тяжело ранены. Не решаясь предпринимать нового наступления до прибытия флотилии, войска Альварадо и Олида ограничивались мелкими стычками с неприятелем.
У южного берега озера, очень близко от Теночтитлана находился небольшой скалистый островок. Здесь был расположен ацтекский гарнизон, защищавший подступы к столице. Кортес высадил на остров сто пятьдесят воинов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 смесители с термостатом для ванной 

 Ацтека London R90